Гараж «Страны Советов»

Красногорские вести, 17 января 2012 года, №3 (3191)

Своеобразно подвел итог прошедшего года Музей техники Вадима Задорожного: буквально за три дня до наступления 2012-го здесь на цокольном этаже была открыта новая экспозиция под названием, соответствующим выбранному месту, – гараж «Страны Советов».



После проведенных преобразований выставочные площади музея составляют более 5 тыс. кв. м. Надо отметить, что открылась не только новая экспозиция, значительные изменения произошли в самом Музее: теперь каждый этаж соответствует представленной тематике: гараж «Страны Советов»; европейские ретроавтомобили; спорт, мото- и велотехника.
Напомним нашим читателям, что Музей был основан известным российским антикваром и собирателем олдтаймеров Вадимом Задорожным в 2008 году. Коллекция, начавшаяся с редких спортивных довоенных авто, сейчас насчитывает свыше 500 экспонатов и включает в себя, помимо автомобилей, старинные мотоциклы, самолеты и самые разнообразные образцы вооружения и военной техники.
Музей техники известен многим жителям Подмосковья. По числу экспонатов он является самым крупным в Европе. С каждым годом количество музейной техники только увеличивается. Теперь, помимо автомобилей заграничного производства, посетители смогут оценить уникальные экземпляры представительского класса отечественного автопрома.
В начале 2011 года стало ясно, что собранию тесно в двух уровнях экспозиции, и начались работы по созданию еще одного. Полная перестройка выставочных площадей была проведена поистине стахановскими темпами – всего за полгода: новые экспонаты обрели свои законные парковочные места, экспозиции стали более доступными для осмотра.
В тот вечер на входе гостей и приглашенных, в числе которых были и представители Красногорского района, встречали пионеры и суровый охранник, который проверял и забирал «документы» – пригласительные, выдавая вместо них красные книжечки со знакомым призывом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
Как сказал учредитель музея В.Задорожный на открытии новой экспозиции, собранные экспонаты рассказывают о великой истории нашей страны – страны Советов и стран зарубежья.
– Я с большим уважением отношусь к наследству наших родителей, к их делам и свершениям, их памяти и времени, в котором они жили и трудились во имя будущих поколений. Дань этому – новая экспозиция, дарящая ощущение первомайских и октябрьских демонстрацией, массовых субботников, больших строек, когда народы СССР жили одной дружной семьей, – отметил Вадим Задорожный.
Управляющий комплексом Арунас Тамаускас подчеркнул уникальность новой экспозиции и обновленного Музея в целом.



Под дружные аплодисменты перерезана красная ленточка на лестнице, ведущей в цокольное помещение Музея, и экскурсия по гаражу «Страны Советов», в котором выставлены представительские автомобили, производившиеся в СССР для чиновников самого разного уровня – от главы государства до председателя колхоза.
Осматривая экспонаты выставки просто невозможно поверить, что практически все они, за исключением отдельных экземпляров, были найдены в состоянии, близком к металлолому.
Особый интерес, конечно, вызывает первый советский автомобиль со скрытым бронированием – ЗИС 115, в свое время перевозивший Сталина (экспериментально доказано, что это именно тот автомобиль).
Из исторических источников известно, как проверяли его после конструирования: посадили в автомобиль конструкторов, вышли НКВДешники и расстреляли авто. Ошеломленные конструкторы остались целыми и невредимыми, а потом еще и Сталинские премии получили.
Бронированный ЗИС-115 был подготовлен в 1946-1947 годах. Таких лимузинов, по разным оценкам, было сделано около 32 экземпляров. Внешне он практически не отличается от обычного ЗИС-110, но знатоки определяют его по наличию центральной противотуманной фары, двум спецсигналам, увеличенному размеру шин без белых боковин, большому вырезу заднего крыла с внешней стороны под установку больших колес и по «мутноватым» стеклам.
Шестиметровый лимузин весом в 4280 кг мог развить скорость в 120 км в час. На ЗИС-115 была применена особая система бронирования – бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями.
Боковые стекла в дверях толщиной 75 мм и весят почти центнер. Поднять их можно только с помощью гидравлических домкратов, обе задние и правая передняя дверь снабжены цепочками, гарантирующими невозможность случайного открытия на ходу.
Отличительной особенностью салона этой машины является отсутствие стеклянной перегородки между местом водителя и пассажирским салоном. Существует легенда, что Сталин, посещая завод, бросил фразу: «У меня нет секретов от своего народа, и перегородку можно не ставить».
После смерти вождя его автомобилями никто не пользовался. Несколько машин были подарены лидерам коммунистических партий стран соцлагеря, а большая часть этих уникальных автомобилей была уничтожена. Сейчас по самым смелым подсчетам «в живых» осталось менее восьми автомобилей.



ЗИС-115 с номером шасси 18 начал свою службу в 1948 году в гараже особого назначения, в середине 1950-х годов попал на завод им. Лихачева, откуда его передали в МВТУ им. Баумана для испытаний. В 1992 году был куплен за символическую плату в 1700 рублей сотрудником МВТУ. В 1998 году автомобиль перешел к новому владельцу.
В 2000 году ЗИС был приобретен Музеем техники Вадима Задорожного. Автомобиль сотрудники Музея обнаружили на даче у одного советского академика.
– Машину использовали как прохладное место после бани. Академик в саду открывал эти большие двери, проходил, садился, отдыхал. Я оттуда эту машину и вытащил, – рассказывает основатель Музея техники Вадим Задорожный.
Десять лет автомобиль тщательно реставрировали, пытаясь сохранить как можно больше оригинальных деталей. Попробовали отмыть стекла от желтизны – бесполезно. Так называемым «канадским сиропом» их покрыли специально. Он делал стекла неуязвимыми для пуль. И малопрозрачными – из-за чего у водителей быстро садилось зрение. Их меняли каждый год, тщательно проверяя на благонадежность.
Как рассказывали красногалстучные экскурсоводы, Никиту Хрущева кроме любви к кукурузе отличала любовь к кабриолетам. Обе эти страсти соединились в фаэтоне ЗИС-110. На нем без проблем можно было колесить по целине, инспектировать колхозы и совхозы.
Сменивший Хрущева Л.Брежнев сам частенько садился за руль – любил скорость. Для него на ЗИЛе построили драйверскую двухдверную версию правительственного лимузина с красным кожаным салоном.
Своему другу – лидеру ГДР Эриху Хонеккеру – наш «дорогой Леонид Ильич» подарил автомобиль еще дороже – ЗИЛ -11 Д. На нем Хонеккер встречал правительство Кубы Фиделя Кастро и Че Гевару. Теперь этот автомобиль тоже экспонируется в Музее техники.
И здесь же – представительские автомобили 1990-х. В кортеже Бориса Ельцина на службе состояла машина-телохранитель «ЗИЛ-41072 Скорпион»: специальные поручни сверху, за которые сотрудникам охраны можно было держаться, снизу – подножки, наверху люк, который быстро откидывается, и из него, в случае чрезвычайной ситуации, очень удобно вести огонь.
Гордо выстроился правительственный кортеж – ЗИЛы и мотоциклы «Днепр». Он почти полностью собран в том виде, каким должен быть для первого лица государства.
Любопытно, что пробег большинства таких представительских броневиков невелик – всего несколько тысяч километров. Продавать их, по негласному правилу, было не положено. Поэтому почти новые машины шли под пресс. Те, что каким-то чудом уцелели, теперь ждет музейная судьба.
Отдельную площадку занимает коллекция довоенных мотоциклов марки ИЖ, стоят ровными рядами, как будто ждут стартовой отмашки.
Красные знамена, портреты коммунистических вождей, их бюсты, почетные грамоты, именные свидетельства с профилями Ленина и Сталина, агитационные плакаты – все это возвращало из памяти времена советские, социалистические…
На втором уровне экспозиции расположены две интереснейшие коллекции – довоенных автомобилей немецкого, итальянского и французского производства и самолетов закрытого ныне музея ОКБ Яковлева. Здесь можно проследить историю автомобилестроения буквально с первых ее шагов, ведь самый старый экспонат – Holsman 1902 года выпуска – сохранен в прекрасном состоянии, а гоночные авто Delahaye и Alfa Romeo, тяжелые представительские Horch и Mercedes-Benz!



На брусчатке установлены раритетные BMW: от популярной 326-й модели, благодаря которой баварский автоконцерн в конце 30-х годов прошлого века попал в лидеры мирового автомобилестроения, до редкой гоночной 328-й; есть машины разорившихся фирм – несколько моделей Delahaye, один из лучших американских представительских автомобилей 1910-х годов – Lozier Type 77, французский Hotchkiss AM4 1930 года.
В обновленном Музее появилась копия болида российской команды «Маруся»» – автомобиль Marussia Virgin Racing MVR-02, единственной команды в гонках Формула-1, выступавшей под российским флагом. Болид MVR-02 расположен на верхнем уровне экспозиции в разделе «Спортивные автомобили». Также в январе планируется открытие в здании Музея магазина сувенирной продукции Marussia Virgin Racing и Marussia Motors.
Глава района Б.Рассказов после осмотра новой экспозиции отметил, что Музей техники – это крупнейшее в Европе собрание исторической и раритетной техники, где можно проследить историю автомобиля за все 125 лет его существования и развития, и расположен Музей в нашем районе в пос. Архангельское, чем мы все гордимся.

Обо всем, что представлено на обновленных экспозициях, словами рассказать просто невозможно. Это все-таки надо видеть.
Л.НОВИКОВА. Фото автора.
Купить билет Закрыть
Купить билет

350 руб
500 руб

Итого: 0 руб