Живые уроки истории

Красногорские вести, 19 ноября 2011 года, № 129

В Красногорском районе много музеев, особенно в сельском поселении Ильинское, музеев широко известных, государственных и местных. Музей техники Вадима Задорожного среди них выделяется необычностью.

Он расположен на 4-м км Ильинского шоссе. Тысячи необыкновенных, уникальных, оригинальных экспонатов военной и гражданской техники собраны, восстановлены и экспонируются на его территории, которая выделена музею Красногорским районом. Вадим Задорожный начинал свое собрание с раритетных автомобилей, которые восстанавливались в мастерских музея на основе раритетных же деталей. Интерес и уважение к подвигу народа и всей страны, проявленному в годы Великой Отечественной войны, восхищение грандиозной Победой над немецким фашизмом обратили интересы собирателя к военной технике времен войны. И в этом вопросе муниципальные власти пошли навстречу патриотическому начинанию. Значительная часть восстановленной военной техники, экспонируемой в Музее техники Вадима Задорожного, передана от Министерства обороны РФ в муниципальную собственность Красногорского района по просьбе администрации района, а район передал ее Музею техники на ответственное хранение, пополнив его замечательную экспозицию.

Музей техники Вадима Задорожного открылся 12 апреля 2008 года в День космонавтики. На сегодняшний день это единственный в России выставочный комплекс, в котором возможно не только осуществить экскурс в историю, но также узнать, как оживали и оживают легенды.
Здесь в прямом смысле слова можно коснуться грозных и величественных танков, орудий, автомобилей, самолетов прошлого века. На таких сражались воины армий нашей страны и завоевали Победу в Великой Отечественной войне. Эта техника дала образцы для последующего технического прогресса. На территории комплекса на открытом воздухе размещена мощная экспозиция военной техники, в красивом застекленном здании в двух уровнях – уникальные образцы зарубежного и отечественного авто- и авиапрома, конференц-зал, мастерские реставрационного комплекса.
Здесь проводятся экскурсии и осуществляются уникальные проекты. Одним из них стала реконструкция боевой техники и машин Великой Отечественной войны для участия в мероприятии на Красной площади 7 ноября 2011 года.

10 месяцев трудились реставраторы Музея техники: им было необходимо сделать 6 легких танков Т-60 (каждый весом 6,5 тонны) и 3 легких плавающих танка Т-37. Образцы движущегося вооружения обрели новую жизнь. «Красногорские вести» писали об этом. Броневая техника приняла участие в шествии на Красной площади в Москве, состоявшемся 7 ноября этого года в честь 70-летия парада на Красной площади в 1941 году, когда прямо отсюда ушли на фронт сразу 200 таких танков.
В 2011 году по главной площади страны прошло около 20 танков, полугусеничных авто, бронеавтомобилей, мотоциклов и пушек. В форме танкиста Вадим Задорожный сам проехал в танке по Красной площади.
После триумфального проезда по брусчатке главной площади страны танки, мотоциклы, бронеавтомобили вернулись домой, в музей.
Руководство музея продлило проект, устроив парад на брусчатке Музея техники для посетителей. Под звуки военного марша на плац выезжала техника – ветеран Великой Отечественной войны: плавающий танк Т-37, танк Т-60, а также мотоциклы М-72, полугусеничные грузовики ЗИС-42 и ЗИС-33, отреставрированные в частной мастерской Евгения Шаманского, бронеавтомобиль БА-64Б и вынесший все тяготы войны ГАЗ-67.
Реву десятка моторов и громыханию гусениц восхищенно аплодировали зрители, приветствовали водителей, одетых в форму времени Великой Отечественной войны. В параде приняло участие 14 единиц боевой техники.

Экскурсоводы рассказали историю некоторых, особенно знаменитых машин.

Герой парада, легкий танк Т-60, был разработан в августе 1941 года на московском заводе №37 имени С.Орджоникидзе под руководством Н.А. Астрова, ведущего разработчика отечественной линейки легких танков. Уже в сентябре 41-го Т-60 был принят на вооружение армии и серийно выпускался на нескольких машиностроительных заводах. Эту модель сменил более совершенный танк Т-70, а небольшое число уцелевших в боях Т-60 до конца войны использовалось в качестве танков-разведчиков, тягачей, учебных машин.
Танк Т-37, разработанный в 1933 году на основе агрегатов автомобиля ГАЗ-АА на заводе №37 под руководством Н.Н. Козырева, сохранился до наших дней всего в нескольких экземплярах, и до последнего времени только один из них, восстановленный мастерами Музея техники Вадима Задорожного, находился в рабочем состоянии.
Советский тяжелый мотоцикл с коляской и без нее, М-72, выпускался крупной серией с 1941 по 1960 год на нескольких заводах в Москве, Ленинграде и Киеве. Было выпущено более 8500 машин. Во время войны каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому классифицировался как бронетехника.
Полугусеничные грузовики ЗИС-42 и ЗИС-33, вездеходы, предназначенные для работы в условиях бездорожья и как артиллерийский тягач, существуют в единственных экземплярах только в Музее техники Вадима Задорожного.
Советский бронеавтомобиль БА-64 был создан в июле–декабре 1941 года на базе полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием как довоенных советских наработок по бронеавтомобилям нового поколения, так и опыта, полученного при изучении трофейных германских автомобилей этого типа. БА-64 использовался в Красной армии с лета 1942 года и до конца войны для поддержки пехоты и в разведке.
В музее есть еще один необыкновенный экспонат – отечественный ГАЗ-67 с открытым кузовом и с проемами вместо дверей. В Красной армии уважали эти машины за отличную проходимость по бездорожью, а за небольшую величину дружелюбно называли «козёл», «козлик», «пигмей», «блоха-воин».

– Была проведена огромная работа по поиску и доставке башен, двигателей, агрегатов колес, траков и брони. Технику отыскивали и поднимали поисковые отряды в местах боев под Смоленском, Вязьмой, в Тверской и Московской области, – рассказал директор реставрационной мастерской Музея техники Вадима Задорожного Юрий Костькин. – Найденный металл очистили от ржавчины, заварили пробоины. У нас есть танки моделей Т-34 и Т-38, которые не принимали участия в том историческом параде 1941 года, но позже участвовали в войне с гитлеровцами.
Техника войны, представленная в Музее Вадима Задорожного, участвовавшая в шествии на Красной площади в Москве и в самом музее, подлинна на 80-90%, на некоторых машинах видны следы пуль и осколков от снарядов.
После состоявшегося в музее парада зрителей не надо было понуждать высказать свои впечатления.
– Впервые увидел так близко и даже потрогал танки, бронетранспортеры, вездеходы, сфотографировался с настоящими военными машинами. Вот это техника! Как же умели работать, что через полвека починили – и она работает! Поэтому мы и победили, – Евгений, ученик 9-го класса.
– Мои сыновья Максим и Никита еще маленькие. Думала, что эта техника, танки, их испугает, а они смотрели как завороженные. Ведь это было настоящее, не игрушечное… – Татьяна.
После парада управляющий комплексом музея Арунас Тамаускас на пресс-конференции для журналистов сказал, что в экспозиции музея будет выделен специальный раздел, посвященный битве под Москвой. В конце декабря откроется экспозиция «Гараж страны Советов», в которую войдут представительские автомобили Советского Союза.

Л.ВИНОКУРОВА.
Фото автора
и из Музея техники
Вадима Задорожного

Купить билет Закрыть
Купить билет

350 руб
500 руб

Итого: 0 руб