Подвижной командный пункт, разработанный на базе бронетранспортера БТР-152В и отличавшийся бронекорпусом увеличенной высоты без вооружения и наличием спецоборудования, включая мощную рацию

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Вскоре после освоения производства бронетранспортеров БТР-152 на московском автозаводе ЗИС начались работы по созданию различных его модификаций, включая передвижной пункт управления артиллерией, получивший впоследствии индекс БТР-152Б. Первые образцы БТР-152Б были построены в январе 1953 г. Они имели бронекорпус увеличенной высоты без вооружения. Впоследствии это изделие по требованию военных было трансформировано в подвижной командный пункт и машину связи с мощной рацией Р118, которая выпускалась под индексом БТР-152С. За период 1955 – 1959 гг. ЗИС изготовил 272 экз. этой машины, при этом вместо шасси ЗИC-121 (унифицированного с полноприводным грузовиком ЗИC-151) использовалось новое шасси ЗИC-123В модернизированного БТР-152В.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Работы по модернизации бронетранспортера БТР-152 с целью повышения его подвижности были начаты в 1953 г. Ведущим конструктором обновленного БТР, получившего в дальнейшем обозначение БТР-152В, был назначен Н.И. Орлов. Объем работ по обновлению конструкции шасси был солидный: военные указывали на недостаточную проходимость по слабым грунтам (снег, болото, песок) и по тяжелому бездорожью, им не нравилось отсутствие у шин пулестойкости; мосты и подвеска (особенно задняя) имели недостаточную долговечность. Для кардинального решения всех этих вопросов на БТР решили применить деформируемые тонкостенные шины большого диаметра и поперечного сечения (11.00-18″) с регулируемым внутренним давлением воздуха. Подвод воздуха к ним сначала осуществлялся через наружные шарнирные головки, и только к 1957 г. была освоена новая система подкачки с подачей воздуха через ступицы колес. Зимние испытания показали, что БТР на таких шинах при сниженном до 0,5 кг/см2 давлении воздуха уверенно проходил через ямы, занесенные снегом, и преодолевал глубокие снежные заносы там, где терял подвижность даже танк Т-34. Система подкачки была способна сохранять внутреннее давление в камерах шин при пробоинах или, по крайней мере, замедлять его снижение на время, достаточное для выполнения задания и выхода из боя. Обстрел шин пятью пулями калибра 9 мм (10 пробоин) продемонстрировал, что без подачи воздуха давление в них падало на 0,5 кг/см2 за 3 минуты, а при работе компрессора поднималось до 3 кг/см2 за 8 минут. Новое шасси ЗИC-123 отличалось также установкой двигателя с алюминиевой головкой цилиндров и повышенным значением максимального крутящего момента, применением ведущих мостов с расширенной колеей и редукторов мостов с измененными передаточными числами.

Тираж выпуска модели составил, ед.:

  • 1955 год - 272 единицы

Технические характеристики

Производитель:

Завод имени Сталина

Страна:

CCCP

Вид и тип:

бронетранспортер

Максимальная скорость:

78 км./ч.

Запас хода:

Масса:

8600 кг

Калибр:

Мощность двигателя:

110 л.с.

Экпаж/Расчет:

Скорострельность: