Д-48 – советское артиллерийское орудие, разработанное после Второй Мировой войны в КБ завода № 9 («Уралмаш») под руководством главного конструктора Ф. Ф. Петрова на базе пушки Д-44.

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

85-мм ПТП Д-48 была спроектирована КБ завода №9 под руководством Ф.Ф. Петрова на базе 85-мм дивизионной пушки Д-44. Опытный экземпляр Д-48, изготовленный заводом №9, был сдан ГАУ 31 декабря 1948 года. Полигонные испытания проводились на ГАП в первом квартале 1949 года, однако на 399 выстреле испытания приостановили, так как дульный тормоз повышенной эффективности «калечил расчет». После доставки нового дульного тормоза во второй половине апреля испытания возобновились и продолжились до июня 1949 года. Доработанный по результатам полигонных испытаний новый образец Д-48 был закончен заводом в апреле 1950 года, а затем пушка прошла сравнительные испытания с 85-мм ПТП С-6, спроектированной в ЦНИИ-58 под руководством Г.В. Грабина. По результатам испытаний военные выбрали Д-48, и она была принята на вооружение в 1953 году. Первый заказ на 50 пушек Д-48 был выдан заводу №9 на 1954 год, но завод так ничего и не сделал, и заказ передали заводу №75 в г. Юрга Кемеровской обл. (ныне – ОАО «Юргинский машиностроительный завод», ЮМЗ). Здесь в 1955 году и была изготовлена первая серийная партия Д-48. Пушка Д-48 находилась в производстве с 1954 по 1957 год. За это время было изготовлено 819 ед., в т.ч. 100 – Д-48Н (1957, заводское обозначение – 52-П-372Н, с ночным прицелом АПН2-77 или АПН3-77). Лицензионные Д-48 выпускались в Китае под обозначением «тип 60». Поставлялись в страны Варшавского договора, Пакистан (китайские) и др. В 1958 году большинство конструктивных элементов Д-48 были использованы при создании первой в мире серийной гладкоствольной противотанковой пушки Т-12 (2А19). Как противотанковое орудие пушка Д-48 быстро устарела. В конце 50-х годов появились танки М60, «Чифтен» с более мощной броневой защитой. Возможности по бронепробиваемости 85-мм противотанковых пушек были исчерпаны.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Основной особенностью противотанковой пушки Д-48 являлся исключительно длинный ствол. Для обеспечения максимальной начальной скорости снаряда длина ствола была доведена до 74 калибров (6290 мм). Он состоял из трубы-моноблока (число нарезов – 24), казённика, обоймы и дульного тормоза. С трубой казённик соединен при помощи муфты. Эффективность cъёмного дульного тормоза составляла 68%. Высота линии огня – 830 мм. Вертикальный клиновой затвор с пружинной полуавтоматикой был заимствован от 100-мм противотанковой пушки образца 1944 года БС-3 и допускал темп ведения стрельбы с максимальной скоростью 15 выстрелов в минуту. Противооткатные устройства (гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник) закреплены в обойме над стволом, как это сделано на «дивизионке». При выстреле они откатываются вместе со стволом. Так же (справа от ствола) расположен уравновешивающий пневматический механизм толкающего типа. Люлька литая цилиндрическая. Слева от ствола смонтированы односекторный подъёмный и винтовой поворотный механизмы, с помощью которых орудие может наводиться на цель в вертикальной плоскости в диапазоне углов от -6° до +35° и в горизонтальной – в пределах угла в 54°. По своей конструкции подъёмный и поворотный механизмы аналогичны соответствующим механизмам пушки Д-44. В качестве прицельных приспособлений на Д-48 устанавливаются механический прицел С71-77 (для стрельбы с закрытых позиций и прямой наводкой, установлен постоянно), оптический прицел ОП2-77 или ОП4-77 (для стрельбы прямой наводкой, установлен постоянно), орудийная панорама ПГ-1 (при транспортировке снимается). Значительные изменения (по сравнению с пушкой Д-44) претерпел нижний станок лафета. К его литому корпусу были шарнирно прикреплены раздвижные станины коробчатого сечения с постоянными сошниками. На конце левой станины закреплён подхоботовый каток для перекатывания пушки на небольшое расстояние силами расчета. В ходовой части пушки использованы колёса от грузового автомобиля ЗиС-5 с шинами «ГК» (т.е. заполненными губчатым каучуком). Наличие торсионного подрессоривания ходовой части позволяло буксировать пушку армейскими грузовыми автомобилями (4х4 или 6х6) или гусеничными артиллерийскими тягачами со скоростью до 60 км/ч. Для перевода пушки из походного положения в боевое и обратно расчёту требовалось 1,5 – 2 минуты. Боекомплект пушки состоял из 100 унитарных выстрелов.

Тираж выпуска модели составил, ед.:

  • 1955 год - 819 единиц

Технические характеристики

Производитель:

завод №75 (г. Юрга)

Страна:

CCCP

Вид и тип:

Артиллерийское вооружение пушка

Максимальная скорость:

Запас хода:

Масса:

2400 кг

Калибр:

85 мм

Мощность двигателя:

Экпаж/Расчет:

6 чел.

Скорострельность:

15 выстрелов в минуту