Данные 37-мм зенитные пушки активно использовались в течение всей Великой Отечественной войны, и долгое время состояли на вооружении Советской армии. Помимо борьбы со штурмовиками, истребителями-бомбардировщиками и пикирующими бомбардировщиками, 61-К в 1941 году использовались и как противотанковые орудия.

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

АЗП-39 (она же 61-К) – 37-мм советская автоматическая зенитная пушка образца 1939 года, разработанная на основе шведской 40-мм пушки Bofors. Орудие сконструировано на заводе №8 под руководством М.Н. Логинова и являлось первой советской автоматической зенитной пушкой, запущенной в крупносерийное производство. На базе 61-К было создано семейство корабельных зенитных орудий, эта пушка устанавливалась на первые советские серийные самоходные зенитные установки на гусеничном шасси ЗСУ-37.

АЗП-39 являлась одной из самых точных и скорострельных зенитных пушек времен Второй мировой войны. Она позволяла вести огонь, как очередями, так и непрерывным огнем, что значительно повысило эффективность зенитной стрельбы. Она являлась мощным средством борьбы против авиации противника, действующей на высотах до 2,5-3,0 км.

В послевоенное время большое количество АЗП 61-К было поставлено за рубеж и в составе иностранных армий приняли участие в различных послевоенных конфликтах. На вооружении армий многих государств 61-К находятся и сегодня.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Автоматика пушки работает за счет энергии отката при коротком ходе ствола. Открывание затвора происходит во время отката, а закрывание – после наката ствола и досылки очередного патрона. Питание автомата пушки производится из металлических обойм емкостью 5 выстрелов каждая. Обоймы вручную устанавливаются в приемник над ствольной коробкой.

Система автомата пушки обеспечивает техническую скорострельность 180 выстрелов в минуту, практическая скорострельность составляет 60 выстрелов в минуту. В качестве боеприпасов в годы войны использовались унитарные выстрелы с осколочно-трассирующими и бронебойно-трассирующими снарядами. При ведении огня по наземным бронированным целям бронебойно-трассирующий снаряд на дальности 500 м пробивал броню толщиной 40 мм, а на дальности 1000 м – 31мм.

Как в походном, так и в боевом положении лафет орудия находился на четырехколесной повозке. Повозка имела подрессоренные колеса автомобильного типа и обеспечивала скорость движения по хорошей дороге до 60 км/ч.

Во время стрельбы на платформе станка обычно находились пять номеров расчета, для защиты которых от пуль и осколков снарядов на пушке с 1943 года устанавливалось щитовое прикрытие.

Несомненными достоинствами пушки были надежная работа механизмов в условиях загрязнения и отсутствия смазки, непрерывное питание автомата снарядами и удобство обслуживания.

Тираж выпуска модели составил, ед.:

  • 1939-1945 год - 17 952 единиц

Технические характеристики

Производитель:

Завод №8

Страна:

CCCP

Вид и тип:

Артиллерийское вооружение пушка

Максимальная скорость:

Запас хода:

Масса:

2 100 кг

Калибр:

37 мм

Мощность двигателя:

Экпаж/Расчет:

7 чел.

Скорострельность:

60 выстрелов в минуту