ИС-2
Самый мощный и тяжелобронированный из советских серийных танков периода Великой Отечественной войны, сыгравший большую роль в боях 1944 – 1945гг., отличившись при штурме укрепленных городов.
К осени 1943 года стало ясно, что выпускаемый Челябинским Кировским заводом (ЧКЗ) тяжелый танк прорыва ИС-1 обладает недостаточным для выполнения боевых задач вооружением. Установленная на нем 85 мм пушка Д-5 не позволяет достичь решительного превосходства над вооружением немецких танков, уступая по бронебойности 88 мм танковым пушкам и 75 мм пушке танка «Пантера», численность которых на фронте постоянно увеличивалась. В сентябре 1943 г. известный артиллерийский конструктор Ф.Ф. Петров направил письмо главному конструктору ЧКЗ и опытного завода № 100 Ж.Я. Котину о возможности установки в танки ИС артсистем калибра 107, 122 и 152 мм. Ж.Я. Котин выбрал 121,92 мм пушку А-19, которая после утверждения ее у военных была оснащена дульным тормозом, компактными противооткатными устройствами и специальными органами наведения. Сменив название на Д-25Т, она заменила на танке ИС пушку А-19. После ускоренных испытаний в декабре 1943 г. на ЧКЗ началось производство танков с пушкой Д-25Т, которые стали называться ИС-2. Параллельно с этим названием использовалось обозначение ИС-122. Боевое крещение новые танки приняли в начале 1944 г., продемонстрировав высокие боевые качества. Последние ИС-2 были собраны в Челябинске в июне 1945 г., несколько машин этой марки собрал также Ленинградский Кировский завод. Дальнейшим развитием конструкции танка ИС-2 стал танк ИС-3, запущенный в серию в 1945 г. и обладавший переработанной бронезащитой с учетом опыта Великой Отечественной войны.
Танк ИС-2, являвшийся модернизированным вариантом танка ИС-1, имел классическую компоновку с отделением управления, боевым и моторно-трансмиссионным, расположенными последовательно. Боевое отделение объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. В нем же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. С целью достижения минимальной массы танка при обеспечении максимальной бронезащиты конструкторы применили очень плотную компоновку машины, отказавшись от люка механика-водителя. В результате раненые механики не могли быстро покинуть горящую машину, они могли это сделать только через башню после других членов экипажа, поэтому часто погибали от пламени или удушья. Другим недостатком конструкции была длинная пушка, установленная в носовой части корпуса. Она затрудняла преодоление таких препятствий, как рвы и контрэскарпы. Корпус танка сваривался из броневых плит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Лобовая панель танка 1943 года выпуска имела толщину от 60 до 120 мм. В 1944 г. конструктивно измененная лобовая часть корпуса сваривалась из 120 мм бронелистов и 90 мм катаных бронеплит высокой твердости. Танк ИС-2 оснащался V-образным 12-цилиндровым дизелем В-2-ИС мощностью 520 л.с. В состав механической трансмиссии входили многодисковый главный фрикцион сухого трения, 4-ступенчатая коробка передач с демультипликатором, два бортовых 2-ступенчатых планетарных механизма поворота, два двухрядных комбинированных бортовых редуктора. Всего в 1943-1945 гг. было выпущено 3475 танков ИС-2.
Тираж выпуска модели составил, ед.:
Технические характеристики
Производитель:
Челябинский Кировский Завод
Страна:
CCCP
Вид и тип:
Бронетанковая техника танк
Максимальная скорость:
37 км./ч.
Запас хода:
Масса:
46 тонн
Калибр:
122 мм
Мощность двигателя:
520 л.с.
Экпаж/Расчет:
4 чел.
Скорострельность: