Система залпового огня, предназначенная для вооружения артиллерийских подразделений мотострелковых полков и полков морской пехоты. Находится на вооружении армий России, Республики Украина, Республики Беларусь, Ирана. Широко применялась Советской Армией в боевых операциях на территории Афганистана.

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Реактивная система залпового огня 9К55 «Град» разработана в начале 70-х годов ХХ века специалистами Тульского государственного научно-исследовательского института точного машиностроения (ныне ФГУП «ГНПП «Сплав») и принята на вооружение Советской Армии в 1976 г. Система создана для поражения живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей непосредственно на переднем крае фронта. В состав системы входят: боевая машина 9П138, разработанная в ГКБ компрессорного машиностроения Минавиапрома под руководством главного конструктора А.И. Яскина, неуправляемый реактивный снаряд 9М28Ф, транспортная машина 9Т450, комплект специального арсенального оборудования 9Ф380, учебно-тренировочные средства. Система управления огнем позволяет вести одиночную и залповую стрельбу, как штатными реактивными снарядами калибра 122 мм с осколочно-фугасной головной частью, так и снарядами с зажигательной головной частью, кассетной головной частью в снаряжении противотанковыми минами или передатчиками помех, работающими в КВ и УКВ диапазонах радиосвязи, с головной частью для создания дымовых заграждений, с кассетной головной частью в снаряжении самоприцеливающимися боевыми элементами, с кассетной боевой частью в снаряжении с кумулятивно-осколочными боевыми элементами.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Боевая машина 9П138, разработанная на шасси автомобиля ЗИЛ-131 с колесной формулой 6х6, близка по компоновочным и конструктивным решениям боевой машине БМ-21 полевой реактивной системы М-21. Артиллерийская часть смонтирована в кормовой части шасси и представляет собой пакет трубчатых направляющих на поворотном основании. В отличие от БМ-21 пакет содержит 36 стволов, и он расположен на меньшем расстоянии от земли, что существенно упростило процесс заряжания боевой машины. Шасси автомобиля ЗИЛ-131 с 150-сильным, V-образным карбюраторным двигателем отличается повышенной проходимостью. Без предварительной подготовки боевая машина способна форсировать брод глубиной до 1,4 м. Шасси оснащено централизованной системой регулирования давления воздуха в шинах. При движении по асфальту боевая машина развивает максимальную скорость 80 км/ч. БМ 9П138 может транспортироваться средними военно-транспортными самолетами. В состав ее оборудования входят УКВ-радиостанция и средства пожаротушения.

Тираж выпуска модели составил, ед.:

  • 1976 год

Технические характеристики

Производитель:

Тульский государственный научно-исследовательский институт точного машиностроения

Страна:

CCCP

Вид и тип:

Артиллерийское вооружение реактивная артиллерия залпового огня

Максимальная скорость:

Запас хода:

Масса:

Калибр:

122 мм

Мощность двигателя:

Экпаж/Расчет:

3 чел.

Скорострельность: