ЯК-141
Первый в мире многоцелевой сверхзвуковой истребитель вертикального и короткого взлета и посадки. Первый летный экземпляр.
Работы по созданию самолета Як-141 завершились в ОКБ им. А.С. Яковлева в 1986 году. Самолет впервые был поднят в воздух 9 марта 1987 г. летчиком-испытателем А.А. Синицыным. Впервые он был показан мировой общественности на 39 Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже в 1992 году. Як-141 – первая в мире машина среди самолетов своего класса, преодолевшая скорость звука. На самолете было установлено 12 мировых рекордов, в том числе по скороподъемности, достижению максимальной высоты с нагрузкой в 1 и 2 т с вертикальным взлетом и посадкой. По времени набора высоты 12 км Як-141 опередил английский истребитель «Харриер» почти на 10 секунд, при этом рекорд был установлен в теплое время года с нагрузкой 1 т, а «Харриер» взлетал без нагрузки и зимой, когда плотность воздуха наибольшая. Самолет Як-141 был рассчитан на эксплуатацию на взлетно-посадочных площадках ограниченного размера и кораблях. Конструкция самолета была настолько совершенна, что, по мнению аналитиков (1986 г.), она на 25 лет опережала сроки, поставленные зарубежными компаниями для создания подобной машины. Однако в связи с отсутствием финансирования в 1992 году проект был завершен после создания четырех образцов самолета, два из которых взлетели, а два закончили свою биографию на заводских стендах после статических испытаний.
Массы, кг: максимальная взлетная ВВ/ВКР (120м)15800/19500, пустого снаряженного самолета 11650, боевой нагрузки ВВ/ВКР 1000/4200, топлива: во внутренних баках 4400, в ПТБ 1750. Летные характеристики. Максимальная скорость у земли 1250 км/ч, на большой высоте 1800 км/ч; практический потолок 15500 м; практическая дальность полета при ВКР (120 м) с нагрузкой 1000 кг: у земли 1100 км, на большой высоте 2400; длина разбега/пробега 0-120/0 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 7 ед. Размеры, м: Длина самолета 18,3, высота 5, размах крыла в разложенном/сложенном состоянии 10,1/5,9; площадь крыла 21,93 м2. Двигатели. Комбинированная силовая установка: подъемно-маршевый ТРДДФ Р79В-300 (1х15500 кгс) и подъемные ТРД РД-41 (2х4100 кгс). Вооружение. Встроенная 30-мм пушка ГШ-301 (120 патронов); 4УР РВВ-АЕ или Р-27, Р-73 класса «воздух-воздух», УР Х-25 класса «воздух-поверхность», ПКР Х-31 и Х-35; ПРЛР Х-31П; НАР калибра 50-240 мм, авиационные и противолодочные бомбы (калибра 500 кг, до 6); число узлов подвески 6. Оборудование. ПНК, включающий: многофункциональную РЛС, бортовую ЭВМ, систему управления огнем, нашлемную систему целеуказания, ИК визир, ЛД, цифровая трехканальная электродистанционная система управления; кабинное приборное оборудование с экранными индикаторами; радиосвязное оборудование; автоматическая всережимная система катапультирования класса «0-0» (в аварийных ситуациях на самолетах Як-38 и Як-141 обеспечила 100% спасение летчиков).
Год выпуска и тираж:
Технические характеристики
Производитель:
Як
Страна:
CCCР
Вид и тип:
Самолет боевой