ЯК-28П
Советский сверхзвуковой самолет-перехватчик, предназначенный для борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах.
Работы по созданию двухместного сверхзвукового самолета-перехватчика Як-28П начались в ОКБ А.С. Яковлева в 1960 г. Самолет, разрабатываемый на базе бомбардировщика Як-28, предназначался для борьбы с воздушными целями на малых и средних высотах в большом диапазоне скоростей днем и ночью при любой погоде. Первый опытный образец был представлен на авиационном параде в Тушино в 1961 г. Заводские испытания начались в июле 1962 г. и продолжались до сентября. Государственные испытания завершились в сентябре 1964 г., однако еще до их окончания Новосибирский авиазавод в 1963 г. начал поставлять первые самолеты Як-28П в ВВС для проведения войсковых испытаний в частях ПВО. Як-28П стал самой массовой модификацией в семействе Як-28. Всего в 1962 – 1967 г.г. завод собрал 443 самолета, более 20 лет эксплуатировавшихся в ВВС. Последние экземпляры Як-28П были списаны в 1988 г. За границу Як-28П не поставлялся. Известны шесть версий самолета: Як-28П – барражирующий истребитель-перехватчик; Як-28ПД – доработанный вариант с улучшенным оборудованием; Як-28ПМ (1962 г.) – модернизированный вариант с двигателями Р-11 АФЗ-300. В серию не пошли. В 1962 г. на этом самолете была достигнута скорость 2400 км/ч. Як-28УРП – перехватчик с твердотопливными ускорителями для повышения скороподъемности; Як-28-64 (1964 г.) – перехватчик с двумя двигателями Р-11Ф2-300 в фюзеляже и системой вооружения с 2 ракетами Х-28; Як-28-80 – перехватчик с РЛС «Орел». Отличался установкой двигателей РД-21-300. Вооружение состояло из 2 ракет К-80. В серию не пошел.
Несмотря на сохранившуюся аэродинамическую компоновку Як-28 самолет Як-28П в значительной степени был переработан, особенно это касается конструкции фюзеляжа. В носовой части, под радиопрозрачным обтекателем, была установлена радиолокационная станция «Орел-Д», позволявшая обнаруживать и сопровождать цели на высотах от 500 до 20 000 км. Штурмана в экипаже заменил оператор, разместившийся за летчиком. Вместо пушечного вооружения под крылом появились пусковые устройства для запуска двух ракет К-8М, способных поражать цели, летевшие со скоростью до 1 800 км/ч. Як-28П комплектовался катапультными креслами со шторкой, специально разработанными для сверхзвуковых самолетов. Впервые в практике бомбардировочной авиации члены экипажа Як-28П облачались в скафандры, надежно защищавшие их при разгерметизации и катапультировании.
Год выпуска и тираж:
Технические характеристики
Производитель:
Як
Страна:
CCCP
Вид и тип:
самолет-перехватчик