ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

18 ноября 1972 года, Як-36М № 02, управляемый летчиком-испытателем ОКБ А.С. Яковлева М.С. Дексбахом, впервые в истории отечественного ВМФ совершил посадку на полетную палубу первого советского авианесущего корабля – противолодочного крейсера «Москва».

22 ноября прибывший на корабль командующий авиацией ВМФ СССР И.И. Борзов после выполнения на Як-36М № 0201 полета по полному профилю приказал внести в вахтенный журнал крейсера запись «День рождения палубной авиации».

11 августа 1976 г. Як-36М был принят на вооружение под наименованием Як-38. Як-38 создавался как легкий околозвуковой ударный самолет и предназначался для боевых действий с авианесущих кораблей, рассредоточенных береговых площадок и аэродромов. Самолет должен был уничтожать наземные, надводные и воздушные цели, важнейшими среди которых являются:

– наземные – пункты управления, комплексы ПВО, реактивные системы залпового огня, пусковые установки оперативно-тактических ракет, колонны бронетанковой техники, авиационная техника на аэродромах;

– надводные – быстроходные ракетные катера, боевые корабли до эскадренного миноносца включительно, десантные корабли и десантно-высадочные средства, войсковые транспорты и транспорты снабжения корабельных и десантных группировок;

– воздушные – ударные самолеты и вертолеты, противолодочные самолеты и вертолеты, самолеты и вертолеты радиолокационного обнаружения и наведения, воздушные пункты управления, транспортные самолеты и вертолеты, самолеты-заправщики, атакующие истребители в ближнем воздушном бою.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

По номенклатуре вооружения Як-38 практически не уступал истребителям-бомбардировщикам и штурмовикам своего поколения Су-17, МиГ-27 и Су-25. Варианты вооружения включали весь диапазон современных средств поражения.

Благодаря уникальным взлетно-посадочным характеристикам, Як-38 обладал выдающимися возможностями передового и рассредоточенного базирования на суше и на море. Поэтому, по главным для легких ударных самолетов показателям эффективности – возможности продолжать боевые действия при ударах противника по системе базирования, при экстремальных гидрометеоусловиях, по относительной боевой нагрузке на час налета, времени реакции и т.п., т.е. нанесенному и предотвращенному ущербу – самолетам Як-38 не было равных среди отечественных легких ударных самолетов. С ними могли конкурировать лишь английские самолеты семейства «Харриер».

Максимальная боевая нагрузка Як-38 составляла 1500 кг, а Як-38М – 2000 кг.

Максимальная взлетная масса самолета Як-38 – 11300 кг, Як-38М – 12000 кг. Максимальная дальность полета без подвесных баков с ракетами Х-23 или С-24 – свыше 860 км.

Максимальная скорость полета – 1210 км/ч.

Год выпуска и тираж:

  • 1976 год - 231 единиц

Технические характеристики

Производитель:

Як

Страна:

CCCP

Вид и тип:

Самолет боевой