ГАЗ-67Б
ГАЗ-67Б -легендарный командирский вездеход с упрощенным кузовом.
ГАЗ-67Б оказался очень удачным и полностью удовлетворял требованиям военных. При снаряженной массе 1376 кг он развивал скорость на шоссе до 92,5 км/ч (с прицепом или 45-мм пушкой – до 83 км/ч), преодолевал 38-градусный грунтовый холм, брод глубиной до 0,8 м, ров шириной до 0,9 м, снежный покров глубиной до 0,4 м. При минимальном контрольном расходе топлива 12,6 л/100 км его запас хода составлял 635 км. После окончания Великой Отечественной войны ГАЗ-67Б стал любимым вездеходом сельских механизаторов.
Советско-финский вооруженный конфликт 1939-40 г.г., разворачивавшийся в условиях тяжелого зимнего бездорожья, выявил острую необходимость в предельно простом, но надежном и подвижном легковом автомобиле-вездеходе для обслуживания среднего командного состава Красной Армии, штабной службы, а также офицеров разведки, связи и буксировки легких артсистем. Подобный автомобиль <Бантам> к тому времени уже появился в США, и перспективность подобной машины для руководства ГБТУ РККА была бесспорной.
В январе 1941 года Горьковский автозавод и НАТИ получили срочное задание на конкурсной основе разработать конструкцию легкого вездехода с полезной нагрузкой 400 кг, пробегом до списания 5 000 км, при этом величины габаритной длины и колеи колес были заданы идентичными автомобилю <Бантам>.
Ведущим конструктором проекта на ГАЗе стал Виталий Андреевич Грачев, к тому времени проявивший себя как талантливый и инициативный инженер, за плечами которого было несколько удачных разработок.
Новая машина с заводским обозначением ГАЗ-64-416 для облегчения постановки на производство получила много агрегатов от уже освоенных заводом моделей, и это предопределило победу завода в конкурсе.
Конструкцию разработали в рекордные сроки, всего за 51 день. В апреле 1941 года автомобиль ГАЗ-64-416 был одобрен военными, и в августе того же года начался его выпуск. До конца 1941 года в Красную Армию был поставлен 601 вездеход, с успехом выдержавший испытания военного времени, не уступая при этом американским аналогам <Виллис> и <Бантам>, которые поступали в СССР по лэнд-лизу. В 1942 году рама автомобиля была усилена, а колея увеличена, что повысило проходимость и устойчивость вездехода. После модернизации он получил индекс ГАЗ-67. Его отличал расширенный кузов с передним и задними крыльями, под сиденьем водителя располагался дополнительный бензобак.
Следующая модернизация была проведена в 1944 году. Модель получила обозначение ГАЗ-67Б и с небольшими изменениями выпускалась до 1953 года. ГАЗ-67Б имел усиленные переднюю подвеску, диски колес, подшипники переднего моста, новый распределитель зажигания.
Вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67 (ГАЗ-67Б) имели простой в производстве, открытый, бездверный кузов с тремя поперечными сиденьями, рассчитанный на перевозку от 4 до 5 человек, с откидывающимся вперед лобовым стеклом и брезентовым верхом. Конструкция рамы с закрытыми лонжеронами отличалась высокой прочностью. Спереди монтировался жесткий бампер, сзади – буксирное устройство. Четырехцилиндровый бензиновый двигатель мощностью 50 – 54 л.с. и 4-ступенчатая коробка передач использовались от грузовика ГАЗ-ММ, передний ведущий мост, задний мост, раздаточная коробка, рулевое управление, тормоза и колеса были унифицированы с полноприводным легковым автомобилем ГАЗ-61-40. Радиатор был разработан на базе радиатора трехосного грузовика ГАЗ-ААА, а подвеска переднего моста с четырьмя четвертьэллиптическими рессорами была оригинальной разработкой. Вездеход комплектовали шинами размером 7.00-16 или 6.50-16.
Тираж выпуска модели составил, ед.:
Технические характеристики
Производитель:
Горьковский Автомобильный Завод
Страна:
CCCР
Вид и тип:
Универсального назначения открытый
Габариты:
3350х1685х1700 мм
Снаряженная масса:
1,376 тонн
Объём двигателя:
3285 см3
Мощность двигателя:
54 л.с.
Характеристики двигателя:
4 цилиндров
Максимальная скорость:
92,5 км./ч.