Первый советский «народный» автомобиль

ИСТОРИЯ МОДЕЛИ

Во второй половине 1950-х годов уровень жизни населения СССР стал быстро расти: увеличивались доходы, началось массовое строительство жилья, значительно расширились ассортимент и объёмы выпуска товаров народного потребления. На этом фоне встал вопрос о массовом выпуске компактного и доступного автомобиля для продажи в личное пользование – лёгкого, рассчитанного на двух-четырёх человек, недорогого, простого в производстве, удобного и экономичного в эксплуатации. Работы по проектированию автомобиля осуществлялись МЗМА («Москвич») совместно с автомобильным институтом НАМИ.

Бо́льшая часть микролитражных автомобилей строилась на основе заднемоторной компоновки, недостатки которой при характерных для микролитражек тех лет скоростях проявлялись лишь в малой степени. Именно на ней решили остановиться и создатели отечественного микроавтомобиля.

Первые образцы получили обозначение «Москвич-444», позднее обозначение сменили на «Москвич-560». Между тем уже тогда было ясно, что конвейер самого МЗМА полностью загружен, и резервов для освоения в производстве микролитражки у завода не имелось. Поэтому для выпуска автомобиля было решено реконструировать завод «Коммунар» в городе Запорожье (УССР), ранее занимавшийся выпуском комбайнов и прочей сельхозтехники, а под изготовление двигателя – завод лёгких дизелей в Мелитополе.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Машина приводилась в движение мотором редкой конфигурации V4 с рабочим объёмом 746 см³ (модель МеМЗ-965), воздушного охлаждения, с распредвалом в развале блока между головками цилиндров. На модели ЗАЗ-965А в 1962-1965 годах устанавливался двигатель МеМЗ-966 с увеличенным рабочим объёмом до 887 см³, развивавший 27 л. с., а в 1966-1969 годах – МеМЗ-966А с тем же рабочим объёмом, но уже в 30 л. с.

 

Оригинальной особенностью автомобиля было консольное вывешивание силового агрегата за три точки на картере трансмиссии – двигатель же сам по себе никаких опор или точек крепления к кузову не имел.

Тираж выпуска модели составил, ед.:

  • 1961-1969 год - 322166 единиц

Технические характеристики

Производитель:

Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ)

Страна:

СССР

Вид и тип:

Микролитражный Седан

Габариты:

3330х1395х1450 мм

Снаряженная масса:

665 кг

Объём двигателя:

887 см3

Мощность двигателя:

27 л.с.

Характеристики двигателя:

V-образный четырехцилиндровый бензиновый

Максимальная скорость:

100 км/ч