Willys MB – легендарный американский армейский автомобиль времен Второй Мировой войны. Родоначальник <джипов>.

ИСТОРИЯ МОДЕЛИ

В мае 1940 года армия США сформулировала основные требования к лёгкому командирскому разведывательному автомобилю. Эти требования были настолько жёсткими по срокам, что в конкурсе приняли участие только фирмы Willys-Overland и American Bantam, последняя в начале сентября 1940 года показала первый прототип своего вездехода. Получившаяся машина оказалась тяжелее заданных параметров. Фирма Willys-Overland, объявив указанные технические требования и сроки их выполнения нереальными, попросила для осуществления своего проекта более тяжёлого автомобиля дополнительно 75 дней. Специалисты этой фирмы, имея полную информацию об автомобиле конкурента, скопировали некоторые конструктивные особенности прототипа Bantam. Через несколько лет это было зафиксировано юридически, но к тому времени American Bantam прекратила свое существование. С опозданием в конкурс включилась и фирма Ford с автомобилем <Пигмей>, который и победил на первоначальном этапе конкурса. В начале 1941 года комиссия под председательством президента Рузвельта сформировала окончательные требования к машине и приняла решение выдать каждой из трёх фирм заказ на пробную партию из 1500 автомобилей. Выпуск Willys MА начался в июне 1941 года. Вступление США во Вторую Мировую войну заставило военное ведомство США срочно развернуть массовое производство новых автомобилей. 1 июля 1941 года вопреки надеждам компании Ford за основу был принят модернизированный Willys MB. 18 ноября 1941 года Willys-Overland выпустила последний автомобиль Willys MА (построив с нарушением сроков оговорённые 1500 шт.) и приступила к серийному производству модели Willys MB на заводе в Толедо, штат Огайо. Завод фирмы Ford приступил к выпуску Willys MB (под обозначением Ford GPW) только в начале 1942 года. С учётом фордовских автомобилей всего было выпущено 659 031 внедорожников Willys MB. Лишь малая часть этих автомобилей осталось на родине, в США, основная же масса была отправлена на различные театры военных действий, главным образом европейские. Больше всего машин по ленд-лизу получила Великобритания – 104 430 шт., СССР – вдвое меньше, но тоже огромное количество (49 250 шт.), Франция – 9736 шт., Китай – 6944 шт. После Второй Мировой войны Willys MB выпускался по лицензии в нескольких странах. Во Франции – под маркой Hotchkiss (<Готчкисс>), в Испании – Ebro (<Эбро>), в Индии – Mahindra (<Махиндра>). Его сборка была налажена даже в поверженной Японии. Поступив в войска союзников, Willys быстро приобрел огромную популярность. В Красную Армию <виллисы> поступали по ленд-лизу с лета 1942 года (наряду с Willys MB в СССР пришла практически вся партия Willys MА – 1553 экз.). С самых первых дней автомобиль нашел признание и уважение у военных за надежность, неприхотливость и высокую проходимость. Кстати, внедорожник был первой машиной, которая могла передвигаться по железнодорожному полотну при установке на ступицы специальных колесных пар. Willys MB выполнял функции командирского автомобиля, на него устанавливали минометы, он с легкостью транспортировал 45 мм пушки. Двигатель автомобиля работал практически на любом бензине, ремонтопригодность машины в любых условиях была просто феноменальной.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Willys MB представлял собой компактный рамный открытый автомобиль с неразрезными мостами. Рядный четырехцилиндровый бензиновый двигатель (2199 см3, 54 л. с. при 3600 об/мин) располагался спереди продольно, и с ним, единственным, автомобиль выпускали в течении всей войны. Весил Willys MB с полной загрузкой 1270 кг и разгонялся на шоссе до 104 км/ч, расходуя на сотню километров 14 л бензина. Война сразу же внесла свои коррективы в профессию внедорожника, который задумывался всего лишь как надежное и неприхотливое транспортное средство для передачи приказов командования подразделениям американской армии. Willys MB благодаря 54-сильному двигателю, подключаемому полному приводу, 16-дюймовым колесам с шинами, имеющими специальные грунтозацепы, и большому дорожному просвету мог не только быстро доставить по пересеченной местности на передовую четырех человек (в нашей армии – штабистов, в американской – еще и обычную пехоту), но и эвакуировать раненых, а также подвозить снаряды и мины, при необходимости буксировать минометы и легкие артиллерийские орудия. Этот небольшой автомобиль мог преодолевать полуметровый брод, а со специальным оборудованием – брод глубиной до 1,4 м! Правда, в течение всего восьми минут, но этого времени было вполне достаточно, чтобы пересечь горный ручей или небольшую реку. Конструкторы подумали даже о том, как легче избавиться от накопившейся в коробчатом кузове воды, предусмотрев в днище машины сливную пробку. А для того, чтобы застрявший джип экипажу было легче вытолкнуть из грязи, на его бортах имелись ручки. Ну а если автомобиль застревал основательно, экипаж мог воспользоваться лопатой и топором – этот инструмент, прикрепленный к левому борту, всегда был под рукой.

Тираж выпуска модели составил, ед.:

  • 1942 год

Технические характеристики

Производитель:

Willys-Overland Motors

Страна:

США

Вид и тип:

Универсального назначения открытый

Габариты:

3335х1585х1830 мм

Снаряженная масса:

1,020 тонн

Объём двигателя:

2199 см3

Мощность двигателя:

54 л.с.

Характеристики двигателя:

4 цилиндра

Максимальная скорость:

104 км./ч.