ПМЗ А-750
Тяжелый мотоцикл, разработанный советскими инженерами, который в конце 30-х годов не уступал зарубежным аналогам и широко применялся в Красной Армии и сельском хозяйстве.
Задание на проектирование первого тяжелого мотоцикла, не уступающего по своим техническим параметрам американскому аналогу фирмы «Харлей Дэвидсон» с 746-кубовым двигателем, разработали в Главмашпроме ВСНХ СССР в 1930 году. Оно было передано Научному автомоторному институту (НАМИ), в котором организовали КБ по мотоциклостроению под руководством П. Можарова, опытного инженера, к тому времени изучившего опыт производства мототехники в Германии. Взяв за основу концепцию ходовой части мотоциклов «БМВ», П. Можаров совместил с ней силовой агрегат, аналогичный применяемому на мотоциклах «Харлей Дэвидсон», в результате чего появилась современная для тех лет конструкция, рассчитанная на суровые условия эксплуатации. Опытные образцы мотоциклов (одиночек и с колясками) были изготовлены в Ижевске, в цехах мастерских при «Ижстальзаводе», на базе которых предполагалось создание крупного мотоциклетного производства. Однако, решением Наркомата среднего машиностроения СССР местом производства мотоцикла А-750 был определен город Подольск, где он и выпускался на механическом заводе до конца 1938 года под маркой ПМЗ А-750.
Конструкция мотоцикла базировалась на прочной дуплексной раме из штампованных профилей, внутри которых располагался бензобак и V-образный 2-цилиндровый нижнеклапанный двигатель, крутящий момент от которого передавался на 3-ступенчатую коробку передач с помощью шестерен. Привод на заднее колесо осуществлялся цепью. В качестве упругого элемента передней вилки использовалась четвертьэллиптическая рессора. Переднее и заднее колеса были взаимозаменяемыми, новинкой тех лет стало применение батарейного зажигания с аккумулятором и генератором постоянного тока.
Тираж выпуска модели составил, ед.:
Технические характеристики
Производитель:
Подольский машиностроительный завод
Страна:
CCCР
Вид и тип:
Универсального назначения тяжелый
Коробка передач:
3-ступенчатая
Масса:
320 кг
Объём двигателя:
746 см3
Мощность двигателя:
14 л.с.
Характеристики двигателя:
нижнеклапанный 4-тактный
Максимальная скорость: